Дорогие братья и сёстры, к празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы вышел очередной номер приходского листка нашего прихода. Героиней этого выпуска стала студентка Церковно-певческой школы и певчая Свято-Феодосиевского храма Ефросиния Семёнова.
Как дипломированного, занимающегося научной работой химика-ядерщика Господь призвал учиться на церковного дирижёра, можно ли научиться петь, если у тебя нет ни слуха, ни голоса, и тяжёло ли учиться на регента – читайте в нашей статье.

Папа назвал дочь необычно – Росита, усмотрев в нерусском имени созвучие с «Россией». В православной среде девушку называют Евфросинией, по имени небесной покровительницы преподобной Евфросинии Московской. В Церковно-певческой школе, где она учится третий год, её зовут по-домашнему Фросей.

Родилась Росита в Иркутской области в многодетной семье председателя колхоза. В 90-х годах, когда хозяйство, как и множество других, перестало существовать, Семёновы перебрались поближе к родителям отца, жившим в Северске. А в 2000 году обосновались в деревне Новоуспенка Кожевниковского района. Там у Фроси родился третий братишка, и детей стало шестеро.

Родители, по профессии зоо-инженеры, держали много скотины – для себя и на сдачу. Детей с детства приучали к труду, и в обязанности Роситы долгое время входила уборка в свинарнике и кормление стада до и после школы. В деле выращивания животных Семёновы были передовиками и даже удерживали третье место в районе, о чём писала местная газета.

В церковной жизни Фрося, как и её братья и сёстры, особо не разбиралась. В деревне храма не было, и по большим праздникам родители возили их в Кожевниково, в храм вмч. Георгия Победоносца. В ноябре 2012-го был освящён Петропавловский храм в деревне Терсалгай, что рядом с Новоуспенкой, и Семёновы составили большую часть его прихода. Мама Фроси стала помогать в лавке, а её саму потянуло на клирос.

В родном Петропавловском храме деревни Терсалгай с настоятелем отцом Елеазаром и певчей Ксенией

«Как зёрнышко», рассказывает девушка, в ней стало прорастать желание петь в церкви. Его заронил настоятель храма в Кожевникове, а потом и в Терсалгае, отец Александр Крылов (ныне иеромонах Моисей). Девятиклассница Фрося тогда искренне удивилась: «Батюшка, да у меня же ни слуха, ни голоса!». Музыку в школе не вели, а если дети и пели, то считалось, чем громче, тем лучше. Но батюшка посоветовал девочке учиться, чтобы помогать на клиросе. Слова священника от случая к случаю всплывали в памяти Фроси, пока судьба не повернулась так, как она совсем не ждала.

Хотела быть химиком…

Окончив школу, Росита поступила в Северский технологический институт НИЯУ МИФИ. И не просто училась на химика-ядерщика, а серьёзно занималась научной работой, публиковала статьи в научных журналах и побывала на студенческих конференциях и практике в разных городах, от столицы до Владивостока. На пятом курсе проходила практику на урано-добывающем предприятии в Курганской области, куда её обещали пригласить на работу. Между тем мысль о поступлении на регентское отделение духовной семинарии не покидала Евфросинию, хотя семинария и представлялась тогда «чем-то неземным, а семинаристы – чуть ли не небожителями».

– Где-то в голове стучало: «Тебе надо быть в храме», – вспоминает Евфросиния. – Ну, думаю, по воскресеньям буду ходить, как многие, а мысль опять: «Тебе надо при храме быть…».

Она ещё не понимала, чем будет заниматься в церкви, и, не дождавшись вызова в Курганскую область, пыталась устроиться по специальности в Томске: химия ей всегда нравилась. Но с работой и здесь не получалось. В начале 2017-го Евфросиния смирилась: «На всё воля Божия», – и решила поступать в ТДС.

Школа помогла поверить в себя

Её благословил отец Моисей. На собеседовании, когда девушка призналась, что далека от музыки, матушка Ольга Сёмина обнадёжила: «Мы здесь всему научим».

Теперь преподаватель Церковно-певческой школы Ольга Юрьевна Сёмина называет Евфросинию одной из лучших своих студенток, отмечая, что благодаря трудолюбию ей удаётся выполнять самые трудные задания – например, держать сложные партии, придавая пению дополнительные оттенки. И не только петь самой, но и руководить клиросом.

Заведующий школой иерей Евгений Маслич, также отмечая трудолюбие Евфросинии, называет её человеком очень ответственным, на которого всегда можно положиться. Для будущего регента эти качества бесценны.

Сегодня Фрося не только руководит церковным хором из учащихся школы и прихожан, но и активно участвует в жизни прихода: помогает проводить встречи с гостями, игры со школьниками. А вкусные тортики «от Фроси» нахваливают все, кому довелось их попробовать хоть однажды.

Весело вспоминая о своих первых шагах в певческой школе и не помня огорчений, Евфросиния благодарит преподавателей за их терпение и поддержку. В школе девушку убедили, что со слухом и голосом у неё всё в порядке, способности надо развивать, и, если потрудиться, у неё всё получится.

…По моей просьбе Фрося подходит к пианино и, аккомпанируя, показывает, как разучиваются партии на клиросе. А ведь на первом курсе она и нот не знала…

Когда при школе открылся Свято-Феодосиевский храм, и девушки стали петь за богослужениями, они взяли в правило скрупулёзно разучивать все песнопения, которые прозвучат на службе. И это, помимо пения в Александро-Невском храме. Они разбирают тексты, репетируют. Нередко часа за полтора до богослужения вновь собираются вместе, чтобы повторить партии.

Интересно было спросить у Фроси, с которой очень легко и просто общаться, о её ощущениях «первоклассницы» после столь успешной студенческой карьеры в институте.

– В этом плане у меня всё проще. Я люблю учиться. И если пришла, учись с пониманием, что ученица и подчиняйся всему, что говорят преподаватели. Какие могут быть амбиции? – говорит Евфросиния. – У нас здесь очень благоприятная обстановка, шикарнейшие условия, чуткие и заботливые дежурные воспитатели, батюшка внимательный – настоятель и заведующий школой! А служба – как в армии, полиции, медицине. Мы всегда должны быть «на страже», всегда в форме. Большое счастье, что есть такая регентская школа, которая имеет возможность с нуля учить этой профессии. Думаю, что в семинарию и регентскую школу надо идти, осознавая, что ты пришёл служить Богу.

И жить следует, уверена Евфросиния, во всём полагаясь на Бога. «Раз вступила на этот путь, доверилась Господу, дай Ему возможность вести тебя, положись на Него, – говорит она и добавляет, – жизнь сложится, если будешь делать всё с желанием и любовью».

Ирина Киселёва

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.