ПЕТЬ “ЕДИНЫМИ УСТЫ И ЕДИНЫМ СЕРДЦЕМ”.

Церковно-певческая школа Томска продолжает подготовку руководителей церковных хоров

В храме святителя Феодосия Черниговского шла воскресная Божественная литургия. На клиросе пели учащиеся Церковно-певческой школы. Высокие звуки женских голосов сливались с голосами мужчин-прихожан, и общее благолепное звучание хора настраивало участников богослужения  на молитвенный лад.

Руководила клиросом выпускница певческой школы Ефросиния Семёнова. В июле 2020 года Ефросиния получит свидетельство регента и сможет управлять хором православного храма. Девушка станет 84-м регентом, наряду с 100 псаломщицами, окончившими учебное заведение за 27 лет его деятельности.

Пение и практика на клиросе составляет большую часть 3-летнего обучения в школе. После окончания первого курса учащиеся приобретают профессию псаломщика – руководителя клироса – небольшого, состоящего из трёх-пяти певчих, хора. Выпускницы, освоившие всю программу, имеют знания и навыки регента – дирижёра более крупного коллектива.

Церковно-певческая школа с домовым храмом святителя Феодосия размещается в здании постройки XIX века,
ранее принадлежавшем Иоанно-Предтеченскому женскому монастырю    

С 2006 года Церковно-певческая школа размещается в восстановленном Томской епархией здании бывшей трапезной женского Иоанно-Предтеченского монастыря, тем самым продолжая духовное служение и традиции славной святой обители. Ещё недавно учебное заведение называлось Регентской школой при Томской духовной семинарии. Будучи переименованным согласно решению Учебного комитета Русской Православной Церкви, оно сохранило своё основное содержание. А вместе с ним – и прежнюю, по-домашнему тёплую атмосферу, в которой девушки учатся и живут.

Учёба, практика, трудовые послушания

Попадая в этот уютный дом с ликом Пресвятой Богородицы над входом, каждый переступающий его порог слышит приветливые слова женщин-дежурных и встречает неизменно доброжелательное к себе отношение. Нередко в фойе слышны женские голоса или фортепианные аккорды. Это в учебных аудиториях поют и играют учащиеся.

– Учебный план нашей школы составлен по образцу учебного плана музыкального колледжа с учётом специфики церковного пения, – говорит заведующий Церковно-певческой школой иерей Евгений Маслич. – План предусматривает освоение учащимися основных дисциплин музыкального цикла, таких как дирижирование, постановка голоса, сольфеджио, теория музыки, хороведение и других. Профильными дисциплинами являются церковное пение, дирижирование и хоровой класс. Они преподаются на протяжении всего срока обучения. Кроме того, учащиеся призваны освоить предметы церковно-практического и богословского циклов: «Катехизис», «Библейскую историю», «Новый Завет», «Историю Церкви», церковнославянский язык и «Богослужебный устав». Знание устава, чинов и последований богослужений имеет для наших выпускниц огромное значение, поэтому преподаванию Устава мы уделяем особое внимание.

Певческую практику учащиеся школы проходят традиционно в храме святого благоверного Александра Невского. С открытием в декабре 2018 годах рама святителя Феодосия Черниговского при Церковно-певческой школе значительную часть времени девушки проводят в своём храме: поют по субботним и воскресным дням, праздникам и в дни памяти великих святых. Кроме того, они несут трудовые послушания: убирают комнаты в общежитии, классы, трапезную, храм. Нередко помогают проводить занятия с детьми преподавателям воскресной школы. Бывают задействованы в организации и проведении приходских праздников и мероприятий.

Выпускница школы Ефросинья Семёнова ведёт вседневную службу в домовом храме школы

Иерей Евгений Маслич был назначен заведующим Регентской школой в 2007 году. Тогда на трёх курсах училось до 25 учащихся. За годы деятельности школы около 70 процентов выпускниц стали регентами, псаломщицами, певчими. Многие из них трудятся по специальности или преподают в воскресных школах в епархиях Русской Православной Церкви регионов Западной Сибири, Забайкалья, Дальнего Востока, Центральной России и других. Немало выпускниц, которые, обучаясь в стенах Томской духовной семинарии, встретили свою вторую половинку в лице ребят-семинаристов. Они создали крепкие христианские семьи и стали надёжными помощницами своих мужей-священников. Некоторые девушки после окончания школы поступали и оканчивали Институт искусства и культуры ТГУ. Среди преподавателей школы были и сегодня трудятся её выпускницы. Возможность при наличии свидетельства об окончании певческой школы получить высшее образование мотивирует учащихся на обучение в церковном учебном заведении.

Привлекают и условия обучения здесь: бесплатные учёба, питание и проживание в комфортном общежитии в центральном районе города.

Главное – желание и трудолюбие

Несмотря на это, в последние годы число поступающих в Церковно-певческую школу сократилось, как практически повсеместно уменьшилось и число студентов духовных школ. Сегодня в школе учатся пять учащихся из Томска, Томской области, Татарстана и Бурятии. Преподавание в школе ведут высококвалифицированные специалисты из Института искусства и культуры ТГУ, Томской духовной семинарии, опытные регенты церковных хоров. Это гарантирует качество образования и, благодаря небольшому числу обучающихся, во многом индивидуальное обучение.

Преподаватель школы – матушка Ольга Сёмина

Выпускница Тобольской Регентской школы и Института искусства и культуры ТГУ матушка Ольга Сёмина в течение уже почти 20 лет терпеливо и настойчиво раскрывает дарования учащихся на занятиях по церковному пению, постановке голоса, дирижированию, богослужебной практике.

На недавнем II Международном съезде регентов и певчих Русской Православной Церкви, рассказывает Ольга Юрьевна, она встретила выпускницу школы монахиню Афанасию из монастыря Красноярска и спросила, дала ли ей что-то учёба в школе? Монахиня  ответила, что полученные здесь знания и практические навыки заложили главное – основу, что позволяет ей развиваться и повышать мастерство.

В школу поступают как девушки с начальным и средним музыкальным образованием, так и не знающие музыкальной грамоты.

– Мы принимаем даже тех, кто не может, но хочет петь в храме, – поясняет матушка Ольга. –  Самое главное – это желание и трудолюбие. Знаю по опыту, что музыкальное образование не является гарантией того, что человек станет хорошим регентом. В первую очередь, надо научиться управлять собой и своим голосом, а уже потом другими людьми. Ещё очень важно, чтобы девушки ладили между собой, прислушивались друг к другу, помогали друг другу и постоянно вместе занимались. Только при этих условиях они достигнут наилучших результатов. Сейчас у нас учится Ефросиния Семёнова, которая подаёт яркий пример трудолюбия. Поступив без музыкального образования, не имея навыков пения, после двух лет учёбы она может управлять своим голосом, разучивать партии с первым курсом и, конечно, проводит богослужения! Всё это – благодаря трудолюбию Фроси. Она постоянно занимается. На уроках я только направляю её, говорю, что доучить, доработать. Приходит в следующий раз – и уже всё сделала, можно идти дальше.

Занятие по Дирижированию. Преподаёт урок Александра Сергеевна Кашина

– Пение церковного хора – это ведь не простое исполнение вокального произведения, а молитва. Как удаётся настроить учащихся на молитвенный лад?

– Для этого мы, прежде всего, подробно разбираем каждый текст, будь то стихира или тропарь. Делим его на смысловые строчки, а уже потом распеваем, учимся чёткому произношению каждого слова, стараясь донести глубокий духовный смысл песнопений до слушателей и при этом сохраняя музыкальный строй. Конечно, это непросто, учёба в школе всем даётся нелегко. И потом у каждого свой личный духовный опыт, и каждый по-своему чувствует песнопения. В моей практике были службы, на которых мы так пели, будто пришли, вдохнули – и выдохнули в самом конце. Пели «едиными усты и единым сердцем». Девчонки тогда говорили: «Как мы хорошо пели!» Вот так должны службы проходить – когда чувствуешь, что поёшь на одном дыхании, в едином порыве. Господь нам показывает, как должно быть, а потом будто отнимает благодать, чтобы мы своим старанием стремились опять достигнуть такого состояния. Мне кажется, когда регент это почувствует, он поймёт, к чему ему стремиться.

Настраивать молящихся на богообщение

Духовное начало обучения в школе складывается из многих моментов. Об этом размышляет заведующий учебным заведением и настоятель Свято-Феодосиевского храма иерей Евгений Маслич:

– Подготовка регента церковного хора – миссия очень ответственная, ведь от того, как поёт хор, во многом зависит молитвенная атмосфера во всём храме. Однажды один довольно известный церковный музыкант, перефразируя известную фразу «Икона – это богословие в красках», сказал: «Церковная музыка – это богословие в звуках». Действительно, церковная музыка уникальна, она имеет богочеловеческую природу как любой вид церковного искусства. В этой музыке происходит синергия божественного и человеческого начал, и важно, чтобы ни одно, ни второе не выпало. Если певчие церковного хора исполняют песнопение красиво и технично, но при этом не молятся, их пение престаёт быть богослужением. Оно становится ремеслом, в лучшем случае искусством. Только молитвенное пение может передать прихожанам молитвенное настроение, «заразить» молитвой. В этом смысле хор – это своего рода ретранслятор молитвы. Он помогает молящимся настроиться на богообщение. В силу этого, наша школа прилагает немалые усилия, чтобы помочь обучающемуся научиться молиться, духовно вырасти за годы учёбы. Наш уклад жизни обязательно включает молитвенные правила для учащихся, совместное участие в таинствах Исповеди и Святого Причащения, духовные беседы. Поощряется регулярное чтение Слова Божия и духовной литературы. Для церковного певчего очень важно быть носителем молитвенного духа Церкви. Молитвенность – главное качество церковного певчего, которое мы стараемся воспитать в наших учащихся.

Ваши вопросы относительно поступления в Церковно-певческую школу вы можете задать по телефону, позвонив по номеру +7-953-917-1771 (иерей Евгений Маслич), или обратиться через нашу официальную группу “ВКонтакте”.  

Ирина Киселёва