• 27.01.2022
  • Администратор
Уникальный экспонат пополнил коллекцию будущей выставки, которая готовится к открытию в рамках проекта «Женский монастырь в Томске: погружение в реальность». Об этой находке рассказывает его руководитель иерей Евгений Маслич:

– Месяца два назад я обратился к отцу Сергию Никанорову, настоятелю храма святого Александра Невского, с просьбой пожертвовать антикварные богослужебные книги из библиотеки храма для нашей экспозиции. Ранее я замечал их на приходских выставках, посвящённых Дням славянской письменности и культуры. Отец Сергий откликнулся и передал нам три книги: синодальное издание 1891 года «Библии» на русском языке, учебное пособие для церковно-приходских школ начала XX века и акафист Божией Матери «Иверской». Последняя книга сразу привлекала внимание: красивое синодальное издание 1901 года, в очень хорошей сохранности, с цветной вклейкой Иверской иконы на глянцевой бумаге. Все три книги поначалу были пристроены на книжном стеллаже моего кабинета. А недавно мы решили их отснять для отчёта по гранту и виртуальной экспозиции.

Когда фотографировали, я заметил на форзаце надпись: «Христина Созонова». Почерк красивый, почти каллиграфический. Эту фамилию я запомнил по списку монахинь Иоанно-Предтеченского монастыря из документа 1917 года, который сохранился в областном архиве. Решил проверить список. И, действительно, в нём значилась монахиня Харитина (Созонова), в миру – Христина Созонова. Она поступила в томский монастырь в 1895 году. В 1902 году пострижена в рясофор, а в 1913-м – в мантию. В отчётных документах обители значится как «швея».

Далее я сопоставил имя с данными в книге отца Михаила Фаста «Нарымская Голгофа», которая посвящена священно- и церковнослужителям, а также мирянам, невинно убиенным в страшные 30-е годы XX века. Монахиня Харитина (Созонова) значилась и в этой печальной книге. Там сказано, что арестована матушка была в 1937 году. В вину ей вменялось, что она «содержала в своём доме 2-3 монахини» и была «просфорницей Троицкой церкви». Расстреляли монахиню Харитину 28 сентября 1937 года.

Так мы нашли уникальный, именной экспонат, принадлежащий не просто одной из монахинь томского монастыря, а святой новомученице! Для нас это – бесценная находка!

Текст: Ирина Киселева
Фото: Серафима Кузина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.