• 09.10.2020
  • Администратор
Как достичь гармонии в совместном творчестве? Что такое «вышивание на холсте»? Чем художник похож на пианиста? И почему, вообще, художник творит? Об этом и о многом другом мы поговорили с известными томскими художниками – супругами Юрием Николаевичем и Тамарой Александровной Фёдоровыми – авторами многих прекрасных полотен, в том числе живописной картины «Благословенная земля», которая украшает теперь вход в Свято-Феодосиевский храм. На этой великолепной картине представлена панорама утраченного Иоанно-Предтеченского женского монастыря. И сейчас каждый может увидеть те благолепие и гармонию, которые царили в этом святом месте во время расцвета славной томской обители.
Творческая встреча прошла 4 октября в фойе второго этажа Церковно-певческой школы.
В связи с запретом на проведение массовых мероприятий для всех желающих была организована прямая трансляция творческого вечера в приходской группе «ВКонтакте».

Работать вместе легко!

Томские художники Юрий и Тамара Фёдоровы – это не только семья и коллеги по работе, отметившие в этом году 45-летний юбилей совместной профессиональной деятельности, это единомышленники во всём, по замыслу Творца полностью дополняющие друг друга.

Участники многих региональных, всероссийских и международных выставок, свою первую совместную выставку они подготовили в 1999 году, к 395-летию Томска, написав для неё порядка 40-50 картин за 7 месяцев. Художники поделились, что эту коллекцию полотен для выставки «Сибирский град старинный» они написали «на одном дыхании» и именно тогда почувствовали, что могут работать вдвоём.

Мы быстро работаем. А, главное, не мучительно, – говорит глава семьи.

Вот так – всё получилось само собой, цели писать картины совместно художники изначально перед собой не ставили.

У нас очень близкая манера живописи. Мы любим реалистическую живопись… Поэтому нам легко работать вдвоём, мы чувствуем друг друга, – продолжает Юрий Николаевич.

Мороз таланту не помеха

А начиналось всё в начале 1970-х годов, когда в Новоалтайское художественное училище на курс к одному мастеру, Александру Петровичу Ботеву, поступили молодые, способные художники Юра и Тома. Тогда же они и обратили друг на друга внимание, но, по их словам, учёба в то время была у них на первом месте.

– Учились как обычно, как все студенты, целенаправленно. Очень такие были, можно сказать, фанатичные. Очень хотели постичь изобразительную науку… Учились с большим желанием, – вспоминает Тамара Александровна.

Юрию Николаевичу любовь к художественному творчеству привил отец томский художник Николай Алексеевич Фёдоров.

– Я смотрел, как он грунтовал холсты.., как краски выдавливал, этюдник приготавливал, кисти сам делал. У меня не было какого-то мучительного выбора профессии, – делится художник.

Тамара Александровна с благодарностью вспоминает о своих первых учителях, которые помогли ей раскрыть художественный талант. Это школьный учитель рисования, который одновременно преподавал в художественной школе, директор и ещё один педагог школы искусств.

Именно школьный учитель рассмотрел в 12-летней девочке способности к рисованию и пригласил Тому и ещё двоих её одноклассников в художественную школу, он же её поддерживал, подбадривал в трудные творческие моменты.

– В художественной школе я училась с большим желанием, прямо горело всё! Мама ещё, помню, говорит мне: «Мороз на улице!» Нет, вот что-то не удерживало меня дома, хотелось идти и творить, – делится художница.


Картины – как зеркало

Супруги помогают друг другу в совместном творчестве. Конфликтов, по их словам, в процессе творчества у них не возникает, ведь всё отражается на картинах.

– Когда хорошо работается, тогда и вдохновение, и благодать видны на холсте, – улыбается Юрий Николаевич.

Картины Фёдоровых – особенно радостные, светлые, солнечные – они сами говорят за своих авторов – их писали с любовью и вдохновением.

Художники полностью дополняют друг друга. Как правило, начинает работать над картиной супруг, а супруга уже прописывает все детали, ей достаётся самая ювелирная работа – «вышивание на холсте».


Томск – это Клондайк!

Среди работ Фёдоровых очень много храмов. К этой теме они обратились, готовя свою первую совместную выставку. Ещё у них есть любимые темы: «Томские улицы», «Томская деревянная архитектура».

Вообще, Томск – это Клондайк, мы по золоту ходим! У нас, что ни улица – то история. Это же исторически очень важный город! восклицает Юрий Николаевич.

–Мы до сих пор открытия делаем! – добавляет супруга.

Художники переживают, что дома разрушаются или так реставрируются, что теряют свою уникальность.

– Мы торопились! И не зря! Потому что, сколько домов мы написали, половины уже нет, или так их отреставрировали, что нет уже того уюта, теплоты, – констатирует глава семьи.


Святая земля Томска

При первом посещении территории бывшей Иоанно-Предтеченской обители Юрий Николаевич запомнил и был поражён приветствием настоятеля Свято-Феодосиевского храма иерея Евгения Маслича: «Приветствую Вас на святой земле!»

– Первое впечатление для художника очень важное..! На самом деле – здесь святая земля! Тишина, спокойствие! – говорит мастер.

Супруги сразу же согласились на предложение священника написать картину с видом монастыря, он их благословил, и работа закипела. Они поделились, что чувствовали помощь небесного покровителя храма святителя Феодосия Черниговского.

– Без благословения мы вообще бы ничего не сделали, признаётся Юрий Николаевич.

– Без Божией помощи мы бы ничего не сделали. Мы буквально ощущали это. Человек немощен по своей натуре и только с Божией помощью он что-то может сделать, – вторит супругу его верная помощница.


Художник как пианист

Над картиной «Благословенная земля» авторы трудились почти 10 месяцев. Были, конечно, свои сложности, они в творчестве неизбежны. Но, по словам художников, у них было главное – это согласие, которое в совместном творчестве просто необходимо. Работа писалась с огромным желанием, материала было достаточно. Своими советами помогали томский искусствовед Ирина Александровна Евтихиева и отец Евгений.

Супруги признались, что долго работали над композицией, изначально она их не устраивала. По их убеждению, в зрелой работе художественный отбор должен быть всегда. В итоге авторы убрали какие-то детали, стремясь к лаконизму и выразительности. Яркий колорит ранней осени авторы утвердили изначально.

Работали над картиной неустанно, почти каждый день.

Эту работу надо было писать каждый день. Потому что настрой художника очень важен. Пропустишь дня два-три, потом приходишь, садишься и настраиваешься на работу. А когда каждый день работаешь, ты, как пианист, который играет ежедневно, у него пальцы уже чувствуют, он может с закрытыми глазами играть. Также и художник – хоть немножко, но он должен постоянно работать, – делится секретами мастерства Юрий Николаевич.


Роман в пять томов – лучше рассказов

Картина впечатляет своими размерами, она очень масштабна, грандиозна. Мастер поделился, что ему больше нравится работать над большими картинами, это в его характере, причину он видит в советском прошлом, времени великих строек, в стремлении к монументальности.

Над большой картиной думаешь, работаешь, и каждый раз новое настроение, выкладываешься до изнеможения… Это как у писателей – или рассказики писать, или написать уж роман в пять томов! – заявляет автор.


Художник рисует от любви

Семья Фёдоровых уникальна не только потому, что эта семья двух больших талантов, соединившихся в своём творчестве в один, многократно больший талант, эта семья является Малой церковью, которая руководствуется в своей жизни заповедями Божиими и старается жить по воле Творца.

При всей своей многогранной творческой деятельности, супруги служат в домовом храме свт. Николая Чудотворца при Томской областной психиатрической больнице в Сосновом бору: Юрий Николаевич – пономарь, а Тамара Александровна – певчая. Всё успевать и во всём преуспевать им помогает молитва: перед работой и после неё художники обязательно молятся.

В одном из интервью Тамара Александровна говорит: «Церковь – это наше спасение, чтобы не утонуть в море житейском. Самое главное – это заповеди Божьи. И все они о любви, всё в мире должно быть на основе любви!»

– Художник должен работать не для себя… Для людей художник работает – пусть люди смотрят, радуются. Это же всё от любви, на самом деле. Если художник любит, поэтому он рисует… Даром Божиим надо делиться! Юрий Николаевич во всём единодушен со своей супругой.

Такое понимание возможно только глубоко верующим людям. Любовь к Богу, друг ко другу и ко всем, видимо, и есть успех семейного творчества четы Фёдоровых, ставшего поистине уже не просто профессиональным деланием, а настоящим служением.

Текст: Вера Гранатова
Фото: Серафима Кузина
Больше фото смотрите в нашей группе “ВКонтакте”

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.